Почему не каждый способен работать на себя

Быть свободным,  не ходить по ниточке в надежде  угодить начальству, не зависеть от штатного расписания и режима работы, корпоративных правил, одеваться по своему вкусу, а не в соответствии с требованиями дресс кода - это мечта многих офисных работников. Да и не только офисных!  Однако практика показывает, что многие  фрилансеры, поработав "на себя", не прочь  вернуться в штат.  Истосковавшись по стабильности, общению с коллегами, и даже по рабочему расписанию  они готовы опять переносить все трудности и издержки работы в "общем муравейнике"

 

Дважды войти в одну реку                                                                                                         

Я знала одного банковского  работника, назовем ее Марина Храмова. Она, работала экспертом по микрокредитованию и одновременно занималась продажей косметики нескольких фирм, кажется Орифлейм и Эйван. С началом кризиса работать становилось все труднее, волны сокращений еще не было, но требования к экспертам ужесточились, надо было вести борьбу с просрочками и прочее. В то же время у Марины увеличились продажи косметики, она даже вышла на какой-то там уровень и решила уйти с работы и заняться своим делом.  «Я устала работать на других, выслушивать распоряжения и замечания, предупреждения и указания. Даже зарплата  и обещания карьерного  роста  уже меня не соблазняли», — рассказывает Марина. Она уволилась, нашла в интернете сайты своих компаний, вышла непосредственно на них и стала работать самостоятельно.
Но через какое-то время она  перестала чувствовать удовлетворение от своего дела.  Без коллег ей было одиноко, нестабильные  заработки и работа  в одиночку ее повергали в состояние  чуть ли не депрессии. Марина решила  вернуться  на штатную работу, тем более, что кризис миновал, банки начали кредитование,  условия работы улучшились.
Другой пример. Довольно успешный копирайтер (назовем ее Алина), не последний человек в списке копирайтеров. Внезапно заявляет, что хочет оставить это занятие.
Почему??? Ведь пойден непростой путь, замаячил успех, существенно повысилась оплата. Алина отвесает: "Видимо просто перегорела. Нет больше той нотки позитива, удовольствия от работы, потока денежных заказов. Кажись, весь негатив выплеснулся на меня. Не хочу больше проводить в компании с компом и день и ночь и все сутки подряд. Хочу быть матерью, женщиной…"
 

 

Две категории внештатников.

   Пример Марины и Алины - не исключение. Многие люди не могут работать  в одиночку. Особенно это касается фрилансеров. Рынок фриланса  в России начал формироваться пять-шесть  лет назад. Тогда  благодаря интернету  у людей появилась  возможность работать вне офиса.  Далее  рынок формировался во время  кризиса 2008 г. когда многие специалисты остались без работы. Фриланс дал шанс многим людям выжить  и сформиророваться, как настоящие профессионалы.  Так появилось  2 категории фрилансеров: первая - это независимые профессионалы (около 5%), профи в своей сфере. У  них много выгодных заказов, стабильный доход.                                       

Вторая категория  — люди, работающие за копейки, не имеющие стабильного заработка, подверженные рискам. Конечно же, им приходится нелегко,  так как у них нет бренда, нет связей, и нормального спроса на рынке услуг.  Чтобы заработать на хлеб, они зачастую работают без всякого режима,  каждый раз доказывая  работодателю свой профессионализм.                                                                                                      

Почему отток людей во фриланс продолжается?                                              

 

Поскольку лишь  5-7% компаний на рынке труда предлагают хорошие зарплаты, многие люди продолжают уходить во фриланс, надесь, что будут работать на себя.  к сожалению, многих ждет разочарование.  Если бы работодатели предлагали лучшие условия труда, многие фрилансеры вернулись бы  в штат, об этом говорят в опросах сами  вольноопределяющиеся.  Число фрилансеров растет, а значит  растет конкуренция, становится  труднее зарабатывать из-за демпинга цен. 
 

 

Как понять себя?

 

Прежде чем отправиться в свободное плавание, нужно понять, сможете ли вы на самом деле работать фрилансером.                                                                                                                      

1. Надо понять, способны ли вы себя продавать и готовы ли тратить силы на создание собственного бренда: Здесь нужны навыки продаж и умение создавать и постоянно расширять сеть своих профессиональных контактов.                                                                                                                         

2. Надо научиться самому организовывать время, распределять заказы, выкраивать время для отпуска и отдыха. «Иногда так и хочется, чтобы кто-то тобой покомандовал и поставил тебе определенные сроки работы», — шутят иногда фрилансеры.

 

3. Жизнь фрилансера - это жизнь без рабочего коллектива. Кто не может так жить, должен решить проблему общения через участие  в жизни профессионального сообщества, объединение  с другими фрилансерами.  Нужно активно налаживать связи в своей профессиональной среде. 

 

@Ната Олик, специально для сайта Бизинформер